Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Конференция РУДН
22.04.2015

В конце апреля в московской гостинице «Корстон» состоялась Всероссийская конференция «Использование разработок отечественных производителей в области современной энтеросорбции в формировании профессиональных компетенций по специальности «Фармация», инициированная кафедрой УЭФ медицинского института РУДН при технической и  финансовой поддержке ООО «ТНК СИЛМА». Несмотря на узкоспециализированное название, тематика форума отнюдь не ограничилась вопросами энтеросорбции: кульминационной частью его стало обсуждение фундаментальных проблем российского фармобразования и возможных способов их решения.

В роли «диагноста» болевых точек отечественной системы подготовки фармспециалистов выступил ректор «Сибирской фармацевтической академии»Александр Гришин. В ряду важнейших проблем, требующих перемен в этой области, профессор в первую очередь выделил  значительную взаимоповторяемость среднего и высшего фармобразования. «Наш образовательный процесс на уровне колледжей и вузов дублируется на 70%», - констатировал А. Гришин. Это не только вызывает нерациональное расходование бюджетных средств, выделяемых на фармобразование (по словам выступавшего, на этом дублировании государство теряет до 500 млн. в год), но и удлиняет и осложняет карьерный рост выпускников вузов. «Сегодня мы наблюдаем привилегированное положение специалистов со средним профессиональным образованием: после обучения они получают сертификат и занимают любую должность в аптеке. Сравним с провизором: он 5 лет учится, в 2016 году ему вместо нынешней интернатуры, предстоят два года ординатуры, потом он должен получить сертификат по одной из трех специальностей. А если его профессиональные потребности изменяться, и ему нужно получить другую специальность? Ему опять придется учиться два года в ординатуре! Почему мы не можем увязать эту раздробленную систему в единое целое, чтобы фармспециалист мог в свободном режиме выстраивать свою карьеру без лишних временных и материальных затрат?» - задал риторический вопрос глава «Сибирской фармацевтической академии».

По его мнению, устранить подобную нескладушку поможет рецепция на российскую почву международных принципов фармобразования и прежде всего принципов международной Болонской декларации, обеспечивающих подготовку грамотных исполнителей (бакалавров) и высококвалифицированных менеджеров (магистров). «По существу, изменение нынешней системы фармобразования «фармацевт - провизор» в систему «бакалавр – магистр» отвечает требованиям практической фармации и не несет значительных материальных затрат», - убежден А. Гришин. С его точки зрения, Болонская двухступенчатая система профобразования должна послужить одним из краеугольных камней при разработке и принятии образовательных стандартов нового поколения.

Вторая серьезная беда нашего фармобразования (во многом обусловленная первой) – низкий уровень  практической подготовленности выпускников фармацевтических учебных заведений. «Как проводится практика в фармвузах? Мы направляем студентов в аптеки, где они вынуждены подстраиваться под сиюминутные требования конкретных бизнес-единиц вместо того, чтобы погрузиться во все виды фармдеятельности, сформировать в надлежащем объеме свои профессиональные компетенции. Для решения этих задач вуз должен иметь полноценную учебно-производственную базу, а ее у нас нет. Все это зачастую превращает учебную практику в профанацию», - с грустью заметил оратор. А. В. Гришин считает, что эта напасть во многом объясняется стереотипным подходом к организации фармобразования со стороны ректоров медицинских вузов, которые, будучи по образованию врачами, зачастую игнорируют его специфические моменты. «В результате, из-за несовершенства практической базы мы даем студентам фармфакультетов «виртуальное» образование», - заключил он.

Выход из этой ситуации видится А. Гришину в трансформации фармобразования под эгидой некоммерческих профессиональных ассоциаций, хорошо понимающих его нюансы. Это необходимо «для того, чтобы мы могли с вами вместе в профессиональном кругу ставить задачи, которые отражают потребности современной фармации, и сами их решать. А не так, чтобы мы, к примеру, ходили на поклон к руководителю медвуза: а не соизволите ли вы разрешить нам 2-этапную систему подготовки фармспециалистов?» - заключил эксперт.

Взгляд изнутри на методологические проблемы фармобразования представила Светлана Кононова, декан фармфакультета Нижегородской Медакадемии. Анализируя Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС), введенный пару лет назад вместо «простого» ГОСа, профессор отметила, что эта замена, к сожалению, так и не ликвидировала многих системных сбоев в структуре высшего профобразования. Главные среди них – «конкурирующий характер учебных дисциплин, отсутствие внутрипредметных и межпредметных связей». Во многом из-за этого вместо единой «операционной системы» знаний и навыков студенты в процессе обучения получают слабо связанный между собой «набор фактов» по разным предметам. Успешной практической деятельности, это мягко говоря, не содействует.

Пути решения этой проблемы, по мнению С. Кононовой, – преподавание профилирующих предметов (например, УЭФ), начиная с первого курса параллельно общим дисциплинам, использование элементов модульного (блочного) обучения. «В нашей Академии мы сейчас делаем методологические модули не по разделу какой-то дисциплины, а, например, модуль по хранению лекарственных средств, охватывающий с 1-го по 5-й курс», - поделилась она опытом. Вместе с тем, профессор признала, что это лишь «обрывки», так сказать, частная инициатива на местах, мало что меняющая в общей картине российского фармобразования. «Полноценного модульного образования у нас нет», - констатировала она. А ведь задача фармобразования не ограничивается только внутри- и межпредметной консолидацией знаний: «мы должны стремиться к транспредметной интеграции додипломного и последипломного образования в рамках единого модуля», - обозначила задачу С. Кононова. В конечном счете, такой подход призван уменьшить критический разрыв между результатами подготовки специалистов и реальными потребностями современной фармотрасли, наблюдаемый ныне.

В связи с этим С. Кононова также подчеркнула необходимость активного вмешательства всего фармсообщества в обсуждение и доработку правил аккредитации фармацевтических работников, которые должны вступить в силу уже в 2016 г и стать ориентиром для калибровки фармобразовании сообразно реальным запросам фармрынка. «Если мы с вами проморгаем сегодня аккредитацию, тозавтра опять получим специалистов, которые будут не нужны работодателю. И, в конце концов, работодатель скажет: а зачем вообще мне нужны фармацевты и провизоры?» - предостерегла С. Кононова.

На самой системе аккредитации фармспециалистов, подходы к которой разрабатываются Министерством здравоохранения, в ходе конференции подробнее остановилась исполнительный директор «Национальной Фармацевтической Палаты» Елена Неволина. Согласно дефиниции, данной в ФЗ-323, «аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее … фармацевтическое образование, к осуществлению… фармацевтической деятельности». В настоящее время известно, что со следующего года будет первичная аккредитация для выпускников вузов, встроенная в итоговую госаттестацию, первичная специализированная аккредитация после ординатуры и повторная аккредитация каждые 5 лет. При этом докладчица резонно заметила, что приведенное официальное определение аккредитации не указывает, на соответствие чему она будет проводиться. По ее словам, этим мерилом и, соответственно, центровым узлом в системе аккредитации должен стать профессиональный стандарт фармдеятельности.

Попытки разработки этого стандарта уже предпринимались, более того, в прошлом году он уже был почти утвержден в Министерстве труда, однако, к счастью, усилиями профессионального сообщества в лице «НФП», РУДН и НижГМА его удалось завернуть буквально в последний момент. К счастью, потому что, по словам Е. Неволиной, стандарт писался лицами, явно далекими от фармации, и содержал в себе множество откровенных перлов. Например: «фармработник должен уметь консультировать население по вопросам заготовки, сушки, хранения и применения лекарственных растительных трав».

В настоящее время перехватившие инициативу «НФП» совместно с РУДН и Первым Московским медицинским университетом имени И.М.Сеченова  разработали проект нового, адекватного профстандарта специалиста в области фармации, который находится на утверждении в Минздраве. «В этом проекте мы отказываемся от специальностей (провизор-технолог, провизор-аналитик, провизор-организатор – «ФВ»), но в трудовых функциях и знаниях учитываем особенности специализации. При этом они будут отражены только в должностных инструкциях, в зависимости от того, чем фактически будет заниматься фармацевтический работник», - поделилась Е. Неволина. Немаловажный момент с учетом тех сложностей, которые поджидают специалиста, решившего сменить профиль фармдеятельности, при нынешней системе сертификации.

Вообще, профессиональный стандарт должен кардинальным образом изменить качество и направленность обучения в вузах. Как заметила исполнительный директор «НФП», «исходя из него, формулируются требования к ФГОСу таким образом, чтобы те квалификации, которые получает выпускник за время обучения, соответствовали этому стандарту». То есть выстраивается цепочка: профессиональный стандарт максимально привязан к реальной практике фармотрасли, ФГОС привязан к Профстандарту.  Соответственно, в качестве экспертов Национального и окружных центров аккредитации, проводящих оценку «служебного соответствия» на основе профессиональных стандартов, планируется задействовать не только представителей фармацевтических вузов (фармфакультетов медвузов), но и некоммерческих профессиональных организаций и самих работодателей. Это поможет максимально гармонизировать требования рынка труда к специалистам и соответствие специалистов этим требованиям.

Определенная сложность, уже в контексте всей структуры аккредитации  – «задвоение» системы оценки квалификаций: так, если для выпускников 2016 г. предусмотрена именно первичная аккредитация, то для тех, кто на сегодня уже закончил вуз, поработал и имеет истекший сертификат, остается сертификация.  Остается только надеется, что требование к непрерывной системе образования для специалистов начнут работать одновременно с переходом на систему первичной аккредитации.

Подытоживая мероприятие, его модератор, профессор, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации РУДН Ирина Косова напомнила, что 15 мая в Самаре состоится заседание членов Учебно-методического объединения (УМО) и Учебно-методической комиссии фармацевтическим дисциплинам (УМК УМО), посвященная переходу в 2016 г. к аккредитации специалистов (в т.ч. методологии оценочных средств первичной аккредитации выпускников в рамках госаттестации 2016 г.). На нем до руководителя учебно-методической комиссии, ректора Волгоградского медицинского университета, академика РАН Владимира Петрова будут донесены соображения и идеи, высказанные участниками конференции. Остается надеяться, что они будут не только донесены, но и услышаны.