Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Письмо Президенту РФ
23.05.2018

От имени Союза "Национальная Фармацевтическая Палата" направлено письмо Президенту России В.В.Путину.

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Настоящим выражаем Вам свое уважение и просим внимательно разобраться с очередной законодательной инициативой, представленной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках процедуры публичного обсуждения и оценки регулирующего воздействия на официальном сайте:

http://regulation.gov.ru/projects#search=76605&npa=76605.

Речь идет о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации торговыми организациями лекарственных препаратов» (ID проекта 02/04/12-17/00076605).

Очередная версия законопроекта, была опубликована для публичного обсуждения на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения 28 апреля 2018 г. Публичное обсуждение и оценка регулирующего воздействия законопроекта показало резко отрицательное отношение к нему экспертов, принявших участие в обсуждении. Поддержали идею законопроекта всего 34 человека, а «против» проголосовало 5 818 человек.  

Инициатива торговли лекарствами в продуктовых магазинах родилась еще в 2009 году. В феврале 2016 года, декабре 2017 года на указанном сайте уже проводились  публичные обсуждения о подготовке проекта нормативного правового акта «Внесение изменений в Федеральные законы от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части возможности реализации в розничных продовольственных торговых сетях лекарственных препаратов по ограничительному перечню, обоснованием необходимости подготовки проекта такого нормативного правового акта явилось поручение Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 11 февраля 2016 г. № ИШ-П12-713. Результат тех голосований тоже были однозначно отрицательным (15 голосов «за» и 2512 - «против»).  И здесь параллельно встает вопрос, для чего тогда проводится процедура публичного обсуждения законодательных инициатив, если результаты никем, нигде не учитываются? Получается, что документ формально должен «отвисеть» на официальном сайте в течение положенного времени, а результат этого обсуждения не принимается в расчет при дальнейшей работе. В этом случае теряется весь смысл проведения таких публичных обсуждений и процедуры определения регулирующего воздействия.

К тому же каждая вновь представляемая на обсуждение версия законопроекта сложнее и запутаннее предыдущей, и по-прежнему несет только негативные последствия в вопросах лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации в случае принятия предлагаемого регулирования.

Понятие «фармацевтическая деятельность» определено в части 33 статьи 4 Федерального закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Указанную фармацевтическую деятельность осуществляют организации, лицензируемые в установленном порядке Росздравнадзором по единым требованиям, при соблюдении всех условий, установленных Постановлением Правительства №1081 от 22.12.2011г. «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

Вносимое законопроектом изменение в части лицензирования фармацевтической деятельности нарушает требования Федерального закона от 6.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как создает дискриминационные условия для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность. При этом «хозяйствующие субъекты, основным видом деятельности которых является розничная торговля пищевыми продуктами» напротив получают необоснованное преимущество, например, на них не будет распространяться ответственность за грубое нарушение лицензионных требований в части продажи лекарственного препарата работником, не имеющим фармацевтического образования. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 года №1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом ни в законопроекте, ни в пояснительной записке не определены условия для ведения деятельности торговыми организациями.

Федеральный закон от 6.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Таким образом, предлагаемые статьей 2 представленного законопроекта изменения в Федеральный закон от 04.05.2011г. №99-ФЗ создают дискриминационные условия для аптечных организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность, так как предлагают разный доступ и условия к осуществлению одинаковой деятельности.

Частью 8 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: создание дискриминационных условий.

В пояснительной записке к законопроекту определено, что целью его принятия является повышение уровня доступности безрецептурных лекарственных препаратов для населения, в том числе в отдаленных районах и сельской местности.

При этом в крупных городах и поселках фактически имеется переизбыток аптек, что уже создает условия для не окупаемой деятельности многих аптек и приводит в первую очередь к нарушению правил хранения и отпуска лекарств (из-за нехватки квалифицированных кадров и тотальной экономии, что не обеспечивает гарантию качества лекарств).

Учитывая, что фактически предлагаемые законопроектом нормы в первую очередь коснуться крупных магазинов и сетевых организаций, осуществляющих розничную торговлю пищевыми продуктами, которые не представлены в отдаленных районах и сельской местности, доступность лекарств там не улучшится, а в городах возникнут серьезные проблемы (закрытие аптек, сокращение штата сотрудников и др.)

Считаем, что в отдаленных районах и сельской местности, там, где отсутствуют аптечные организации и фельдшерско-акушерские пункты, действительно необходимо применить решения, аналогичные тем, которые предусмотрены в законопроекте, но только в отношении сельских магазинов, отделений Почты России и автозаправочных станций, но со значительным сокращением списка лекарств.

Кроме этого, в статье 1 законопроекта предлагается дополнить часть 8 статьи 45, часть 1 статьи 52, часть 1 статьи 53 словами следующего содержания: «Торговыми организациями по перечню безрецептурных лекарственных препаратов, утвержденному Правительством Российской Федерации», но в пакете документов приложен Проект не перечня безрецептурных лекарственных препаратов, реализуемых торговыми организациями, а групп лекарственных препаратов таких как:

  1. Средства для борьбы с алкоголизмом
  2. Средства для борьбы с курением
  3. Гинекологические противогрибковые препараты
  4. Гормональные препараты
  5. Сердечные средства
  6. Детские жаропонижающие средства и т.п., всего 34 группы.

Понятие «лекарственные препараты» определено в части 4 статьи 4 Федерального закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» - это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

То есть, если речь в законопроекте идет о «перечне безрецептурных лекарственных препаратах», то в нем должны быть перечислены не группы этих препаратов, а названия лекарственных препаратов в виде конкретных лекарственных форм.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, Союз «Национальная Фармацевтическая Палата», обобщая мнение профессионалов - фармацевтических работников, выраженное на Втором съезде Союза «Национальная Фармацевтическая Палата» 19 апреля 2018 года и принятое единогласно, считает принятие таких изменений в законодательные акты преступным по отношению к здоровью российских граждан. Инициатива торговли лекарственными средствами в неспециализированных магазинах приведет к дестабилизации контролируемого государством фармацевтического рынка, а в конечном итоге, нарушит всю систему лекарственного обеспечения Российской Федерации.

 

С уважением,

А.Д.Апазов, Президент Союза "НФП"