Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Фарма выбирает
10.03.2023

Рейтинг влиятельности «ФВ» — один из самых первых, появившихся в российской фармотрасли. В 2022 году «ФВ» и ИД «Бионика Медиа» подсчитали итоги голосования в 16-й раз.

Как всегда, самых влиятельных субъектов фармрынка выбрали сами участники рынка. В голосовании приняли участие респонденты из 84 городов от Дальнего Востока до Калининграда. В этом году в рейтинге появилась новая номинация — поставщик в госсегменте, поскольку на рынке уже достаточно компаний, которые специализируются именно в этой области. Как распределились места в первой десятке каждой из десяти номинаций?

КАК ГОЛОСОВАЛА ФАРМА

Исполнитель ежегодного исследования мнений представителей медицинской и фармацевтической отраслей «Рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармацевтического рынка» за 2022 год — компания «Бионика Медиа». Число респондентов, куда вошли сотрудники аптечных сетей и фармкомпаний, ведомств, причастных к организа-

ции здравоохранения, медицинские работники, представители научного сообщества, составило 448 человек. Это в два раза больше, чем было в прошлом году.

Анкеты заполнили участники рынка из 83 городов России. Респондентов можно разделить на две большие группы (рис. 1). К первой относятся руководители и сотрудники аптек, ко второй — другие эксперты: представители фармпроизводителей, дистрибьюторов, органов власти и т.д. В голосовании  по итогам 2022 года преобладали эксперты из второй группы — 70,31%, соответственно, доля представителей аптек — 29,69%. При определении итогов рейтинга 2021года аптек было больше — 62%. Почти половина — 48% — аптечных работников представляют Центральный федеральный округ (рис. 2), на втором месте Сибирский, на третьем — Приволжский. У всех остальных респондентов преобладает Центральный округ — 72%, только у Приволжского и Южного округов доля больше 5% — 9 и 7% соответственно (рис. 3).

МЕТОДИКА РЕЙТИНГА

Вопросы задавались в открытой форме и предполагали произвольный ответ. Респондентам составляли собственный рейтинг по каждой из номинаций. Они распределяли выбранные ими компании, персоны, ассоциации, препараты по позициям в диапазоне от «наиболее авторитетное» до «пятое по авторитетности».

Для обобщенной оценки применено преобразование по закону Ципфа: перевод рангов оцениваемых параметров (компаний и т.д.) и частоту их упоминания в шкалу от 0 до 100 баллов. Индекс обратно пропорционален порядковому номеру в рейтинге, сумма индексов по всем параметрам равна 100.

Сумма набранных баллов, с помощью которой определены победители и расставлены по рангу остальные, обратно пропорциональна количеству упомянутых субъектов в той или иной номинации. Каждый эксперт мог распределить свои предпочтения среди большего числа претендентов. Поэтому относительный показатель (отношение набранных баллов номинанта к сумме баллов лидера, которая принималась за 100) важнее, ведь именно он отражает отрыв лидера от преследователей. И, чем больше его отрыв, тем более яркими выглядели достижения лидера в 2022 году.

Разрыв между победителем и вторым участником рейтинга по номинациям показан на рисунке 4. Наибольший разрыв в новой номинации — поставщики в госсегменте. Наибольший накал конкурентной борьбы на этот раз зафиксирован в номинации безрецептурных препаратов.

«Арбидол» обошел «Нурофен» всего на один балл. К сожалению, желание победить некоторых номинантов было столь велико, что стало очевидно — они попытались манипулировать результатами. В связи с этим нам пришлось провести аудит. После пересчета мы удалили голоса, которые участники отдали сами за себя.