Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Свидетельство об аккредитации – это допуск в профессию
26.08.2016

В июле состоялась первая аккредитация выпускников вузов. У работающих специалистов новая система вызывает множество вопросов. Что такое непрерывное образование? Как составить портфолио? Когда и как менять сертификат специалиста на свидетельство об аккредитации? Эти и другие вопросы мы задали Елене Неволиной, Исполнительному директору Союза «Национальная фармацевтическая палата» и НП «Аптечная гильдия»

– Елена Викторовна, зачем менять сертификат специалиста на свидетельство об аккредитации? В чем заключаются изменения?

– Раньше выпускник вуза с дипломом провизора был вправе устроиться на работу только на должность фармацевта. При этом ему приходилось предъявлять работодателю справку, что он сдал экзамен на право занимать должность среднего фармацевтического работника. Дальше выпускник вуза поступал в интернатуру и получал последипломное образование. И только после этого получал сертификат, который давал право работать провизором.

Новация аккредитации в том, что выпускник вуза, получивший свидетельство об аккредитации, вправе занимать должность, которая указана в дипломе. Он сразу становится провизором.

– Самый горячий вопрос. Что делать фармацевтическим работникам, у которых срок действия сертификата истекает в этом году?

– Если срок действия сертификата истекает в этом году или в ближайшие 5 лет, фармработник получает новый сертификат по старым правилам. Как только работник прошел очередную сертификацию, он вступает в систему непрерывного фармацевтического образования.

К 2021 году 100% фармспециалистов перейдут на систему непрерывного фармацевтическго образования. А в 2025 году произойдет полное замещение сертификата на свидетельство об аккредитации.

– Что подразумевает непрерывное фармацевтическое образование?

– Две трети времени фармспециалист, как и раньше, обучается в образовательной организации. Учиться можно дистанционно. Оставшуюся треть времени фармработник посещает мероприятия, аккредитованные профессиональным сообществом. Это симпозиумы, конференции и т. д.

Специалист вправе выступать с докладами на таких мероприятиях или писать статьи. Количество зачетных баллов зависит от статуса участника.

– В приказе Минздрава от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации» фигурирует понятие «портфолио». Расскажите подробнее, что это такое?

– Портфолио – это история обучения за 5 лет. За это время специалист должен получить 250 зачетных единиц – по 50 за год. Если фармработник не набрал положенное количество зачетных единиц, ему придется доучиться. Либо в учебной организации – посетить семинары или вебинары. Либо участвовать в мероприятиях общественных организаций. Причем, возможно, посетить не в качестве слушателя, а выступить с докладом, опубликовать тезисы и т.д.

– В этом году аккредитацию проходили только выпускники вузов?

– В этом году более 50 учебных заведений вступили в программу аккредитации. Это вузы, которые готовили студентов по федеральному образовательному стандарту «фармация». Средние учебные заведения вступят в систему в 2018 г. Проходить аккредитацию обязаны только те выпускники, которые планируют заниматься фармдеятельностью. То есть розничной и оптовой торговлей лекарственными средствами.

В этом году выпускники проходят аккредитацию по желанию. Но стоит отметить, что такое желание выразили 100% выпускников, все написали заявление на прохождение аккредитации.

– Вы участвовали в аккредитации выпускников Российского университетда дружбы народов. Довольны результатами?

– Аккредитация в РУДН прошла успешно. Мы увидели, что выпускники разбираются в приказах, знают международные непатентованные наименования, умеют рассчитывать цены на ЖНВЛП. Выпускники ориентируются и в практических ситуациях. Третий этап аккредитации – ситуационные задачи – интересен, потому что предполагает живое общение с выпускником.

Ситуационные задачи – это задания, взятые из практики. Приведу пример. Покупатель обратился с просьбой продать препарат. Провизор отказал ему или отпустил препарат, но не имел права это делать. Задача аккредитуемого – выявить ошибки, допущенные в ситуации, и описать, как правильно действовать в подобной ситуации. Члены комиссии давали высокие оценки знаниям, которые демонстрировали выпускники.

– Кто входит в комиссию?

– Комиссия формируется на паритетных началах. Это минимум три человека: представитель профессионального сообщества, представитель образовательной организации и представитель работодателя. Вот еще один плюс аккредитации: работодатель – член комиссии может осознанно выбирать будущих работников.

– Есть выпускники, которые не получили свидетельство?

– В РУДН 100% выпускников получили свидетельство об аккредитации. В других вузах – и в Москве, и в регионах – были несдавшие. Одним не удались тесты, другие растерялись на ситуационной задаче. Но статистики по самым сложным заданиям у нас нет. Учитывая, что это первая проба, задания аккредитуемым предлагали простые. Если студент прилежно учился и посещал практику, не получить свидетельство об аккредитации было невозможно.

Выпускникам, которые завалили аккредитацию, разрешили пересдать. Думаю, после трех пересдач несдавших не останется. Если человеку не хватит и трех попыток, то ему дадут 3 месяца на подготовку. Затем придется написать заявление на повторное прохождение аттестации. Но пока такой выпускник не пройдет аккредитацию, он невправе работать в аптеке. Свидетельство об аккредитации – это допуск в профессию.

На заметку

У сегодняшнего выпускника есть возможность сразу поступить в годичную ординатуру и получить специальность «управление и экономика фармации» или «фармацевтическая химия и фармакогнозия». Проект профессионального стандарта предусмотрел возможность сразу после окончания ординатуры по специальности «управление и экономика фармации» занять руководящую должность. А в отношении среднего профессионального образования остается требование об обязательном стаже работы по специальности «фармация» не менее 5 лет.

 

Источник журнал «Новая аптека» №8, август 2016