Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

А ГАДОСТЬ ПЬЮТ ИЗ ЭКОНОМИИ
09.02.2017

Заседание Минздрава по спиртосодержащим препаратам ожидалось с большим нетерпением. Еще в конце минувшего года директор Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай объявил, что министерство до конца января решит вопрос по перечню ЛП, которые будут отпускаться только по рецепту. Наконец «день грома» настал, но ответ на волнующий всех вопрос так и не был получен. Пока бороться с аптечным алкоголизмом будут ограничением объема тары.

Что в имени тебе моем

Список препаратов, которые могут перейти в категорию рецептурных, составлялся, что называется, всем миром. За основу были взяты рекомендации региональных министерств, поступившие из всех субъектов РФ. В случае, если 25 и более регионов указали , что тот или иной препарат относится к категории «двойного назначения», этот  ЛП выделяется как кандидат на отпуск по рецепту.

В итоге в «группу риска» вошли 28 препаратов.  Лидера угадать несложно. Им оказалась настойка боярышника, собравшая 48 голосов. Пострадала она за имя, ставшее собирательным образом «фанфуриков». Но наряду со всевозможными эликсирами и настойками в списке, который имеется в распоряжении редакции, уверенно перешагнули 25-голосовой барьер и такие препараты, как корвалол (35 голосов региональных минздравов) и валерьянка (30 голосов).

Назревала сенсация, но ее не случилось. По итогам заседания «ФВ» получил короткое информационное сообщение из Минздрава, в котором, в частности, сообщалось «25 января 2017 года состоялось заседание межведомственной комиссии по формированию перечней лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, упаковке и комплектности, перечня лекарственных препаратов для ветеринарного применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары».

Эксперты высказались за ограничение объема выпуска до 25 мл для ряда спиртосодержащих препаратов в жидкой форме. Вопрос о рецептурном их отпуске не рассматривался.

В руки взяли ложки

Сама история с ограничением объема тары для спиртосодержащих настоек в качестве меры борьбы с аптечным алкоголизмом  длится не первый год. За разговорами на эту тему порой уходит на второй план основные назначения этих средств. По мнению исполнительного директора Аптечной гильдии Елены Неволиной, определяющим принципом в определении объема тары подобных препаратов все же должен быть режим дозирования и длительность курса лечения.

«Действительно, если речь идет о капельном применении, непонятно, почему объем должен быть 100 мл, - отметила она. – Но, если принимать по столовой ложке, то дозировка 25 мл на пять ложек тоже неудобна. Для недельного приема объем 75 и 100 мл был бы приемлем».

Кстати, не исключено, что вопрос о рецептурном отпуске спиртосодержащих средств отложен, в том числе из-за единодушного протеста профессионального аптечного сообщества.

«Мы категорически против, - подтвердила Елена Неволина. – Нагрузка на медицинских работников увеличится в разы, ведь , чтобы выписать рецепт, медицинский работник в любом случае должен, пусть даже формально, провести осмотр пациента и заполнить карту. Медуслуги для населения просто станут недоступны, когда наши бабушки, которые принимают «сердечные капли», ринутся в поликлиники выписывать рецепт».

Однако в самом врачебном сообществе есть и сторонники перевода спиртосодержащих препаратов в рецептурный сектор. Среди них председатель  Московского городского научного сообщества терапевтов Павел Воробьев. «Все эти препараты бессмыслены с точки зрения медицины, - пояснил он «ФВ» свою позицию. – Но, помимо того что они не лечат, столь любимые многими корвалол  с валокордином еще и опасны. Они содержат в огромных количествах фенобарбитал – в 100-граммовом пузырьке его 2 г. Это тяжелый наркотик, и его давно надо запретить вообще.  Поэтому, если перевести данные препараты  на рецептурную выписку, это будет гигантский шаг вперед в борьбе с наркоманией».

Что же касается многочисленных настоек, по словам г-на Воробьева, 80% населения покупает их для опохмела либо для «общего улучшения самочувствия».

Фирменный рецепт

Тем временем Роспотребнадзор продлил на 60 дней срок ограничения розничной продажи любой непищевой продукции с содержанием спирта более 25%, кроме парфюмерии и стеклоомывающих жидкостей.

В ведомстве отметили, что благодаря введению запрета, а также «плотности и эффективности проводимых совместно с органами внутренних дел проверок» удалось изъять из оборота более 500 тыс.единиц спиртосодержащей непищевой продукции, а также на 33% сократить количество отравлений и на 65% снизить число летальных исходов в новогодние праздники.

Однако действительно опасные жидкости зачастую уходят из-под контроля. В качестве примера Елена Неволина привела раствор асептолина  - жидкости для обработки рук. Он содержит не этанол, а глицерин, который тоже является спиртом, пояснила эксперт. Стоимость его за 100 мл составляет около 25 руб. В пресс-релизе на сайте Росалкогольрегулирования Республики татарстан компания-производитель утверждает, что асептолин – «безопасное вещество даже при попадании внутрь».

«Надо бороться как раз с такими дельцами, которые в ночное время в аптеках торгуют этой жидкостью, о чем нам поступает информация из регионов», - заявила Елена Неволина. А о масштабах явления можно судить из того, что в линейке производителя это единственный препарат, и при столь низкой цене бизнес компании рентабелен.

«Трудно представить, что бальзам Биттнера хоть в каком-то регионе страны применяется с целью алкоголизации, - заключила она. – Не надо превращать все в кампанейщину, а лучше призадуматься, почему маргинальная часть населения  употребляет эти «боярышники». В вое время люди привыкли, что все, что продается в аптеках, безвредно и не ведет ни к каким последствиям. Вот эти маркетинговые ходы и надо перекрывать».

А пока эксперты ломают головы, что должно быть рецептурным, а что – безрецептурным, своим фирменным секретом решения проблемы поделился бывший главный санитарный врач РФ, а ныне депутат Госдумы Геннадий Онищенко: «Валокордин уже давно никому не помогает. Чисто психологически человек привык валерьяночку пить, валокордин. Он не помогает, есть другие хорошо действующие препараты. Уже есть замена, это раньше их не было.И это можно запретить». Конец цитаты.

Источник: «Фармацевтический вестник»

 

Подробнее читайте: http://www.pharmvestnik.ru/archive/1/830264.html