Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Появление лекарств на полках магазинов несет угрозу в национальном масштабе
12.03.2018

Представители аптечных объединений, фармпроизводители и дистрибьюторы, эксперты здравоохранения консолидированно выступили против законопроекта о разрешении продаж лекарств в торговой рознице. Свои замечания к подготовленному Минпромторгом документу они высказали в ходе «нулевого чтения» в Общественной палате.

Чем опасна продажа лекарств в торговых сетях?

Директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский:

- Единственный гипотетический плюс законодательной инициативы состоит в том, что от розничного оборота безрецептурных лекарств, не входящих в Перечень ЖНВЛП, торговые сети, возможно, смогут перетащить на себя 20-25% этого оборота. По сути мы говорим о трансфере примерно 100 млрд в год оборота, который могут получить сети.

Главное отрицательное следствие от возможного принятия законопроекта  -  в рамках ухода части безрецептурного товарооборота из аптечных сетей неизбежно встанет вопрос о выживаемости аптек. Они вынуждены будут перераспределять маржу на рецептурные препараты и ЖНВЛП, что далеко не всегда возможно в условиях жесткой конкуренции и регуляторных ограничений. Все это приведет к закрытию части аптечных организаций и к снижению доступности жизненно необходимых препаратов для российских пациентов.

Безусловно, этот законопроект ни в коем случае нельзя принимать. Под ударом окажется не только фармацевтическая розница или отрасль в целом. Под ударом окажутся все пациенты – граждане страны.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович:

- Кто бы спорил – общество заинтересовано в повышении доступности лекарств, о которой говорит Минпромторг. Но произойдет ли оно с помощью такого инструмента , как обсуждаемый законопроект?

Второй аспект – конкуренция. Скорее всего, на рецептурные препараты цена не поднимется просто в силу жесткой регуляции. Но неужели мы хотим, чтобы конкурировали препараты, которые оказывают системное действие на организм, чтобы население активнее приобретало антибиотики и противомикробные препараты  в свободном доступе?

Общество должно быть уверено, что все действия наших уважаемых ведомств не приведут, в конечном счете, к тому, что пациенты останутся без рецептурных препаратов, потому что будут закрываться аптеки. И не цена, а именно доступность рецептуры, вакцин и обезболивающих наркотиков реально снизится при том, что повысится доступность антибиотиков.

Исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева:

- Показательно, что со стороны представителей Минпромторга ни разу не было запросов на изучение общественной позиции этой инициативы. В документе есть отсылка к международному опыту отпуска препаратов вне аптечных организаций. Правда, речь здесь идет об установленных четких перечнях, а в России вообще отсутствуют перечни безрецептурных препаратов.

Инициатива ставит под угрозу саму профессию фармацевтического работника. Нет и никаких реальных предпосылок, что цены на лекарства снизятся. Напротив, можно будет говорить о росте цен на рецептурные препараты, а именно они  во многом определяют качество жизни пациентов. И конечно же не стоит забывать о неконтролируемом безответственном самолечении, которое несет угрозу всей нации.

Исполнительный директор Национальной Фармацевтической палаты и Аптечной гильдии Елена Неволина:

- Минпромторг понимает, что торговые сети не смогут выдержать честной рыночной конкуренции и поэтому ведомство начинает вмешиваться в регулирование обращения лекарственных средств. Если посмотреть пояснительную записку, цель законопроекта  - свобода граждан на пополнение домашней аптечки и удовлетворение потребностей платежеспособных и постоянно лечащихся офисных клерков.

То, что это некачественный документ, становится понятно сразу, как только начинаешь перекладывать его в текст ФЗ-61 об обращении лекарственных средств. Напомню, что торговля и обращение лекарств – разные сферы законодательного регулирования. При этом Минпромторг, имея закон о розничной торговле, вводит абсолютно новый , несопоставимый с двумя законами понятийный термин – «торговая организация».

А теперь давайте обратим внимание на некоторые противоречия. Если в дефиниции сказано только о безрецептурных препаратах, то в статье 55 (порядок розничной торговли ЛП) у нас торговые организации уже готовы обеспечивать население препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений, - иначе говоря, по рецептам врача.

Следующий момент – правила отпуска ЛП для медицинского применения торговыми организациями устанавливается федеральным органом. Но у Минздрава нет таких полномочий. Значит, правила установит Минпромторг? Зачем-то внесли изменения в статью об изготовлении и отпуске лекарственных препаратов, что тоже косвенно свидетельствует, что Минпромторг намерен это контролировать. Видимо, будет вести и предметно-количественный учет , а впоследствии ничто не помешает отгружать в магазины наркотики и психотропные препараты.

Но почему-то в статью, где речь идет о наличии минимального ассортимента , они себя не включают. Не затрагивают и пункт , устанавливающий ограничительный перечень, который наряду с лекарственными препаратами  может продавать аптечная организация. Допускать подобные документы к первому чтению просто стыдно.

Исполнительный директор СПФО Лилия Титова:

-Доступность состоит в первую очередь в том, что, приходя в аптеку, пациент находит прописанный доктором препарат или то безрецептурное средство, которое он считает необходимым приобрести. Поэтому минимальный ассортимент – догма, от которой отходить нельзя. Вариант любого сокращенного списка вообще неприемлем.

Основная же идея авторов – уйти от минимального ассортимента, который тяжело выдерживать  и под который необходимо выполнять ряд лицензионных условий и требований, а на одном стенде в прикассовой зоне их невозможно выполнить. Раздвоение стандартов не может не тревожить бизнесс-общество.

Председатель экспертного совета Комитета по фармацевтической промышленности «Деловой России» Игорь Крылов:

- Профильный Комитет «Деловой России» не поддерживает законопроект и считает, что его принятие приведет к крайне негативным социально-экономическим последствиям. Мы подсчитали, насколько дороже придется покупать лекарства , если инициатива будет применена. Так вот, препараты в аптеке подорожают ровно на 17 пунктов  (процентов – прим.ред.) – я имею в виду рецептурные препараты, не ограниченные ЖНВЛП. Мы обсуждаем очень низкомаржинальный бизнес. На текущий момент средняя аптека в России дает примерно 15 млн руб годовой выручки, из них чистой операционной прибыли остается 194 тыс. Удалите 20% из выручки, и это приведет к убытку в 400 тыс. Соответственно, чтобы избежать разорения и вернуться к изначальной доходности аптеке нужно поднять наценку с 25 до 42%. Иначе говоря, пациент заплатит за лекарство на 17% больше.

Еще один важный момент для рынка. Дистрибьюторы развозят товар в 63 тыс. аптечных учреждений и ЛПУ, а надо будет развести в миллион торговых точек. Нетрудно понять, что нынешняя дистрибьюторская система к этому не готова. Либо она должна все же на это пойти – и цена развоза резко возрастет, либо торговые сети сами возьмут на себя эту функцию, а значительная часть дистрибьюторов в итоге останется не у дел.

 «Фармацевтический вестник» Февраль, 2018 №7