Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Трудности перехода
21.06.2018

К 2021 году в системе непрерывного фармацевтического образования (НФО) должны будут повышать квалификацию все работники аптек, занимающиеся отпуском ЛС. Система запущена два года назад, и к ней уже должны подключиться выпускники фармвузов 2016 и 2017 гг., прошедшие аккредитацию. Как оценивают новую систему фармспециалисты, что не так с мотивацией на обучение? 
 
По просьбе «ФП» исследовательская компания Top of Mind MR&C провела опрос среди работников аптек в разных регионах России, чтобы выяснить их отношение к системе НФО, призванной заменить прежнюю систему повышения квалификации. Напомним, что НФО предполагает обучение не раз в пять лет, а постоянное повышение квалификации в течение всех пяти лет цикла и учет образовательной активности в баллах. 
Отрадно, что все участники опроса знают о переходе к системе НФО, однако лишь 37 % опрошенных она нравится. При этом только небольшая часть из них (5%) считает ее лучше прежней, 32% респондентов, оценивая НФО положительно, отметили, что система требует доработки. Значительной части опрошенных фармспециалистов (36%)  новая система не нравится, они считают ее хуже прежней. 
 
Вишенка на торте
Исполнительного директора союза «Национальная фармацевтическая палата» Елену Неволину такой расклад мнений не удивил. Комментируя итоги исследования, она отмечает, что прежде всего нужно учесть возраст респондентов. Выпускники, окончившие вуз в 2016 – 2017 гг., не могли высказать отрицательное отношение к НФО, поскольку сразу вступили в новую систему и не знали, как было прежде. Те же, кто отрицательно относится к НФО, по всей видимости, люди, которые проработали в аптеке не один год и привыкли к формальному оформлению сертификата специалиста в рамках старой системы повышения квалификации. 
«К сожалению, на рынке сложилась практика, когда работодатель платит образовательной организации деньги, а работник получает сертификат, зачастую не посещая никаких курсов. Нередко вузы заключают договоры с компаниями, которые, проводя за счет фармфирм образовательные конференции, как вишенку на торте, обещают работодателям выдать сотруднику сертификат за посещение одного мероприятия. Часть денег переводится вузу, и тот выдает документы. Такие случаи замечены и в отношении очень уважаемых университетов», - говорит Елена Неволина. 
По ее мнению, причина отрицательного отношения к системе НФО, обязывающей специалиста постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, состоит в том, что работник первого стола никак не мотивирован на повышение собственной квалификации. 
«Зачем повышать уровень знаний по фармконсультированию, если платят не за это? Сотруднику платят за средний чек, за продажи товаров в прикассовой зоне. У него нет стимула учиться. Работодателю не нужны грамотные специалисты, повышающие свою квалификацию именно в плане фармацевтической деятельности, а нужны умелые продавцы».
 
 
Огрехи системы
Причины того, что более трети участников опроса находят в системе НФО недоработки, Елена Неволина видит в несовершенстве моментов, связанных с тематикой, актуальностью и длительностью образовательных мероприятий. По концепции НФО, специалист должен тратить на повышение своего профессионального уровня час в неделю. Из 50 часов ежегодного обучения специалиста 14 часов отданы на откуп профессиональному сообществу. Но обучение в рамках этой части оставляет желать лучшего. Дело в том, что образовательные организации зачастую проводят тренинги по узким темам,  причем длительностью больше часа.   
«Мы ставим вопрос, чтобы время вебинара не превышало 45 минут, - говорит Елена Неволина. - Понятно, что в рыночных условиях провайдеры образовательных услуг заинтересованы включать в программу сателлитные доклады производителей ЛС. Но просидеть два или три часа за компьютером? Много ли найдется фармработников, готовых тратить на это столько времени?»
По словам г-жи Неволиной, специалист должен получать знания на таких  вебинарах по действительно актуальным темам, например, когда вышел какой-то нормативный акт, либо появилась новая лекарственная форма, новые показания к применению известного препарата. Словом, по темам, которые реально помогут первостольнику при консультировании. 
Кроме того, считает эксперт, все образовательные мероприятия, которые получают аккредитацию, должны четко определять целевую аудиторию слушателей. Знания, которые нужно дать управленцу, вовсе не обязательны для рядового сотрудника. Но на практике бывает по-другому: мероприятие может охватывать широкий спектр тем, актуальных для разных специальностей.   
 
За свой счет
По результатам опроса только 41% респондентов обучение в рамках НФО полностью оплачивают работодатели, 16% - частично. Треть работников аптек (29%) сами платят за свое обучение. Почему так? Ведь согласно законодательству, если установлены квалификационные требования к персоналу, расходы на обучение должен взять на себя работодатель.
У работодателей есть своя логика. «Сегодня провизора берут не за его деловые качества, а за наличие диплома, - поясняет Елена Неволина. - Всегда есть риск, что сотрудник, проработав несколько месяцев, уйдет туда, где больше платят. Работодатели не хотят вкладываться в его образование, повышая ценность специалиста на рынке труда, так как понимают, что в любой момент могут его потерять». 
Многие проблемные зоны в НФО связаны с тем, что «процесс отпуска ЛС превращен в торговлю», уверена г-жа Неволина. На изменение ситуации может повлиять приказ, зреющий в недрах Минздрава, который предусматривает ответственность аптек за непредоставление потребителю достоверной информации о ЛС. Во всех документах, регулирующих работу аптек, и профессиональных стандартах прописано, что фармконсультирование является неотъемлемой частью фармдеятельности. Возможно, эту норму сделают обязательной, и ее невыполнение подпадет под грубые нарушения лицензионных требований, как это уже случилось с нормой, касающейся образования работника первого стола. 
Если в отпуске ЛС на первый план выйдет фармконсультирование, можно ожидать, что у работодателей повысится заинтересованность в повышении профессионального уровня работников, а у работников появятся стимулы к обучению.    
 
Наталья Маскина