Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Минпромторг предлагает сокращать число аптек
27.07.2018

Обозначены основные контуры Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г. Проект стратегии «Фарма-2030», который опубликовал и выставил на общественное обсуждение Минпромторг, стал первым промежуточным итогом совместной работы ведомства и отрасли. Конечно, еще прежде­временно делать выводы о том, что будет представлять собой документ, которому предначертано стать одним из главных ориентиров на ближайшее десятилетие. Но уже на этой стадии есть, о чем задуматься и чему удивиться. Например, неожиданностью для многих стала инициатива неизвестного автора по уменьшению количества аптечных точек.

ФВ просил  проанализировать проект стратегии «Фарма-2030» руководителя практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики KPMGв России  и СНГ Викторию Самсонову (полностью обзор документа опубликован на сайте ФВ).

«должное обеспечение населения лекарствами отечественного производства, обозначенное теперь  как «национальная лекарственная безопасность» , остается ключевой итоговой целью политики в области фармпромышленности, - подчеркнула эксперт. – Однако основное изменение , которое обращает на себя внимание уже на первых страницах документа, - это смена фокуса с импортозамещения на развитие экспертного потенциала фармотрасли».

По сравнению со своей предшественницей, «Фарма-2030» выглядит более конкретным документом, демонстрируя более глубокое погружение в проблематику отрасли, считает представитель KPMG. «Тезисы «Фармы-2020» во многом звучали декларативно и фиксировали основные задачи в ключе «как должно быть», - отметила она. – В новоой же стратегии предприняты попытки найти ответы на вопрос «что делать?»  и даже в ряде случаев – «кто виноват?».

Практически впервые на уровне отраслевого документа стратегического планирования подробно рассматриваются вопросы взаимодействия и конфликтов интересов разных участников рынка: российских игроков и Большой фармы, производителей и аптечных сетей, рассказала она. Кроме того, приводится развернутая критика деятельности ряда регуляторов, научных институтов и специализированных фондов развития. Подробно рассмотрена проблематика ряда специальных областей, таких как  порядок регулирования торговых надбавок для ЖНВЛП, слабые места механизма  госзакупок лекарств, актуальные вопросы вакцинопрофилактики, варианты организации финансирования НИОКР и др. намечены возможные решения.

Подытожив проблематику фармацевтического рынка и обсуждаемые направления решений, Виктория Самсонова представила собирательный образ  целевого бенефициара новой стратегии : «Это очевидно, отечественный фармпроизводитель (не международный игрок, построивший в России производственную площадку, а именно локальный бизнес), в большой степени ориентированный на инновационную продукцию. Значительная доля его продаж приходится на госзаказчика, и не последнее место в этой части портфеля могут занимать вакцины. При этом поставки в коммерческий сегмент рынка тоже имеют для компании большое значение, хотя и несколько омраченное ценовым регулированием ЖНВЛП и недостаточно эффективной деятельностью аптечных игроков. Данный производитель хорошо ознакомлен с зарубежными моделями государственного регулирования и финансирования фармацевтической отрасли и , скорее всего, уже имеют опыт вывода своей продукции на внешние рынки».

Любо, братцы, любо

Едва ушла в прошлое идея Минпромторга расширять розничный рынок за счет продуктового ритейла, как ведомство уже выдвинуло противоположную по своей сути инициативу сокращение числа аптек. На этот факт в беседе с «ФВ» обратил внимание исполнительный директор ААУ «СоюзФарма» и член Совета Союза «Национальная Фармацевтическая Палата» Дмитрий Целоусов. В проекте стратегии, в частности, отмечается, что высокая плотность аптек  вредит конкуренции и создает локальную лекарственную недостаточность в местах с низкой плотностью населения.

Саму инициативу ведомства эксперт охарактеризовал как «безусловно положительную» для аптечного сообщества, при этом подчеркнув , что «упор нужно сделать  не на сокращение аптечных организаций как таковых, а на уменьшение количества сетевых аптек».

Как отметил глава «СоюзФармы»,  ассоциация на протяжении последних 10 лет указывает на необходимость сокращения числа аптечных организаций, а также «введения четких и понятных норм по установлению ограничений, касающихся расстояния между аптеками». В частности, регулярно вносятся предложения в «дорожную карту» по развитию конкуренции.

Однако эта позиция противоположна тому, о чем говорит Федеральная антимонопольная служба, отметил собеседник «ФВ». «с точки зрения ФАС, идея нежизнеспособна, там видят в сокращении количества аптек ухудшение конкуренции», - добавил он. Теперь Минпромторгу предстоит согласовывать свою инициативу с ФАС, и многое будет зависеть от того, какую позицию на этот раз займет антимонопольная служба, заключил эксперт.

ФАС не выдаст

Чтобы узнать позицию антимонопольщиков, «ФВ» связался с зам.начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надеждой Шаравской. По ее мнению, рост количества аптек не может расцениваться негативно, так как направлен на повышение доступности лекарств населению, расширение ассортимента и снижения цен.

«Наибольший положительный эффект от открытия новых аптек возникает в небольших территориальных образованиях, где проблема лекарственной доступности выражена наиболее остро, - отметила представитель антимонопольной службы. – Развитие аптечных сетей  не приводит к снижению конкуренции, если происходит за счет расширения их географии, а не за счет увеличения долей присутствия на конкретных локальных рынках».

Собеседница «ФВ» также указала, что большое количество аптек открывается только в крупных городах и региональных центрах, где существует достаточный платежеспособный спрос на аптечный ассортимент.

«Инициатива ограничения количества аптечных организаций экономически неоправданна, она может привести к снижению доступности лекарств, повышению цен, снижению качества обслуживания и возвращению в аптеки очередей», - заявила Надежда Шаравская.

Кроме того, по мнению представителя ведомства, не ясны механизмы такого ограничения. «Фармацевтическая деятельность лицензируется , а создание дополнительных административных барьеров на открытие новых аптек или квотирование их размещения создаст коррупционные риски, - подчеркнула она. – например, наиболее сильные игроки на рынке смогут надолго закрепить свои позиции не путем повышения эффективности, а с помощью административного барьера».

Действительно, механизм реализации минпромторговской инициативы может стать серьезным камнем преткновения. «Как можно искусственно ограничить число аптечных сетей? Разорять и банкротить  существующие? Придумать специально ограниченное число лицензий на аптечную деятельность?» - задается вопросами на своей странице в Фейсбуке депутат Госдумы Федот Тумусов. По его мнению, «в нынешнее законодательство такая политика не вписывается».

К этому можно добавить, что и в самом аптечном сообществе идея сокращаться за счет крупных сетей , неминуемо приведет к острому столкновению позиций Аптечной гильдии и «СоюзФармы», с одной стороны, и РААС – с другой

«Фармацевтический вестник» Июль, 2018 №23