Аптечная гильдия Некоммерческое партнёрство содействия развитию аптечной отрасли

Допуск к профессии.
28.02.2023

С какими проблемами чаще всего сталкиваются при прохождении периодической аккредитации

Екатерина Погонцева

В прошлом году периодическую аккредитацию в России не смогли пройти всего лишь два человека. Несмотря на то, что у Центральной аккредитационной комиссии возникли вопросы по 731 пакету документов, абсолютное большинство заявителей смогли подтвердить свою профпригодность. «ФВ» изучил, какие проблемы чаще всего поджидают аккредитуемых.

КТО ПРОШЕЛ АККРЕДИТАЦИЮ

В 2022 году периодическую аккредитацию успешно прошли более 22,5 тыс. фармработников. Из них около 12,5 тыс. — провизоры, сообщила на конференции «PROекции Будущего» зам. председателя центральной аккредитационной комиссии Елена Неволина.

«Если у центральной аккредитационной комиссии по специальности «Фармация» возникают вопросы по неработающим специалистам или по тем, у кого отчет не заверен руководителем аптечной организации, то эти дела направляются в субъекты Федерации, — пояснила Неволина. — Таких у нас было 731 дело».

Однако в 729 случаях все вопросы были сняты и специалисты получили допуск к осуществлению фармацевтической деятельности. При этом специальность «Фармация» на сегодня единственная, по которой не было ни одной апелляционной жалобы, подчеркнула Неволина.

ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ В ЭТОМ ГОДУ

С 1 января вступило в силу новое положение об аккредитации. И теперь подача документов для периодической аккредитации возможна всего двумя способами: либо через Федеральный реестр медицинских работников (ФРМР), либо почтой (только в случае, если аккредитуемого нет в ФРМР).

При этом обязанность вносить сведения о своих сотрудниках в реестр для фармацевтических организаций наступает лишь с 1 марта.

«Я надеюсь, что до конца 2023 года все сведения будут внесены, и у Росздравнадзора будет полное представление о том, сколько у нас фармработников трудится в каждой организации», — сказала Неволина.

У многих мысль о необходимости заниматься наполнением ФРМР вызывает шок. Отдельные аптечные организации даже нанимают для выполнения этой задачи отдельного IT-специалиста. Но те, кто прошел этот путь, убеждены, что задача вполне выполнимая.

«Если не нервничать и шаг за шагом следовать инструкции, то все данные получается внести», — заверила директор учебного центра «Доктрина» Елена Лазарева.

КАКИЕ САМЫЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ

Независимо от того, когда вам предстоит проходить периодическую аккредитацию, желательно заранее зайти в свой личный кабинет в реестре и посмотреть, какая информация там размещена, убедиться, что во внесенных данных нет ошибок, порекомендовала в ходе вебинара на образовательном портале zdrav.ru доц. кафедры фармакологии и фармации СЗГМУ им. И.И. Мечникова, председатель правления фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада Лариса Гарбузова.

«Важно понимать, что сами исправить эти неточности мы не в состоянии, — уточнила спикер. — Для этого потребуется связаться с ответственным лицом — сотрудником организации, который уполномочен заполнять ФРМР. И на это может потребоваться время».

Если вы по каким-то причинам решаете подать документы для периодической аккредитации почтовым отправлением, хотя вы включены в ФРМР, то получите уведомление Федерального аккредитационного центра (ФАЦ) об отказе в приеме документов и допуске к аккредитации, рассказала эксперт.

«Такие случаи уже были, — добавила Гарбузова. — Бывают ошибочные отказы в связи с «человеческим фактором», случается, что у заявителя есть полный тезка и ФАЦ «видит» в реестре его. А возможно, что фармспециалист не знает, что его сведения внесены в ФРМР».

В свое портфолио для аккредитации необходимо включить отчет о профессиональной деятельности, согласованный вашим руководителем. Его необходимо сохранить в формате pdf, напомнила Гарбузова. Если руководитель отказался согласовать отчет, необходимо получить от него мотивированный отказ.

«Как правило, это связано с тем, что сотрудник работает на новом месте работы, а основной объем отчета связан с прежней работой, и поэтому текущий руководитель не готов согласовывать его, — поделилась опытом ведущая вебинара. Отказ необходимо заверить подписью, отсканировать, сохранить в файл и включить в портфолио».

Если отчет согласован, то ФАЦ перенаправляет документы в Центральную аккредитационную комиссию. Если не согласован — в региональную.

Если фармацевт или провизор сейчас не трудится по специальности, то в ФРМР его статус будет определяться как «временно неработающий». Как и специалист, который находится в отпуске по уходу за ребенком или по беременности, он может подать документы на аккредитацию с несогласованным отчетом.

«Напоминаю, что у нас с вами допустим перерыв в стаже в пять лет, — подытожила Гарбузова. — Если вы не работаете по специальности меньше этого срока, смело подавайте документы на аккредитацию, и вы ее пройдете. Если перерыв достигает пяти лет и более, необходимо пройти профпереподготовку и первичную специализированную аккредитацию».

Без согласования могут быть отчеты о профессиональной деятельности и у руководителей аптек и индивидуальных предпринимателей. Положение об аккредитации также дает им право заручиться согласованием в министерстве или комитете здравоохранения субъекта, подчеркнула эксперт.

Национальная фармпалата точечно занимается каждым фармспециалистом, который не смог пройти аккредитацию из-за того, что название его должности не соответствует действующей номенклатуре, проинформировала Неволина.

«Поэтому, если вы столкнулись с такой ситуацией, обязательно напишите нам на электронную почту, которую можно найти на сайте палаты, — призвала эксперт. — Мы помогаем решить эту проблему».